1.4. Психологические представления в научной философии Нового Времени (XVI-XVIII вв.)
БЕРКЛИ Джорж (1685-1753)
БЭКОН Фрэнсис (1561-1626)
ГОББС Томас (1588-1679)
ГОКЛЕНИУС Родольф (1547-1628)
ДЕКАРТ Рене (1596-1650)
ДИДРО Дени (1713-1784)
КАНТ Иммануил (1724-1804)
КАРУС Карл Густав (1789-1869)
КОНДИЛЬЯК Этьен (1715-1780)
ЛЕЙБНИЦ Готфрид (1646-1716)
ЛОКК Джон (1632-1704)
ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711-1765)
РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749-1802)
СПИНОЗА Бенедикт (1632-1677)
ЮМ Дэйвид (1711-1776)
1.4.0. Дифференциация и систематизация естественнонаучного знания, выработка общенаучных методов познания и исследование разума
ГОКЛЕНИУС Родольф (1547-1628)
1.4.1. Метафизический, естественнонаучный материализм (XVI-XVIII вв.) как основание психологии.
Освобождение от церковного влияния (секуляризация науки). Признание
авторитета разума (Т. Гоббс). Полный приоритет научного знания,
способного обеспечить общественный прогресс (Ф. Бэкон). Вера в мощь
знания при освоении и подчинении природы (основной метод познания -
созерцание, наблюдение, опыт)
БЭКОН Фрэнсис (1561-1626)
ГОББС Томас (1588-1679)
ЛОКК Джон (1632-1704)
ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711-1765)
РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749-1802)
СПИНОЗА Бенедикт (1632-1677)
1.4.1.1. Эмпиризм - учение,
признающее чувственный опыт единственным источником знаний (в разуме
нет никаких врожденных идей; чувственные данные проверяются
экспериментом; познание должно использовать индуктивный метод)
БЭКОН Фрэнсис (1561-1626)
ГОББС Томас (1588-1679)
ЛОКК Джон (1632-1704)
1.4.1.1.1. Английский материализм. Учение о науке и ее методах
- Исторически новый тип знания -
экспериментально-теоретическое естествознание, назначание которого
добывать знание и приносить пользу;
- Учение о сциентизме: наука как высшая ценость;
- Утверждение способности науки властвовать над природой при условии подчинения ее законам;
- Условием реформы науки должно быть очищение разума от заблуждений (ложных образов)
- Истинный путь познания - эмпиризм
БЭКОН Фрэнсис (1561-1626)
1.4.1.1.2. Механистический материализм (систематизация материализма Ф. Бэкона)
- Материя первична, она не создается и не исчезает. Движение тел идет по механическим законам;
- Дух, разум, мышление имеют своих материальных носителей;
- Мыслит материя (телесный организм), а не какая-то субстанция;
- Познание осуществляется посредством "идей" (чувственных представлений), источник которых в восприятии внешнего мира;
- В познании возможно одновременно использовать как метод индукции, так и дедукции
ГОББС Томас (1588-1679)
1.4.1.2. Материалистический сенсуализм. Концепция происхождения всех знаний из чувственного восприятия внешнего мира
- Опыт - источник всех идей ("врождённых идей не сущетвует")
- Обоснование принципа материалистического
сенсуализма, утверждающего, что в основе знания лежат простые идеи,
которые посредством соединения, сопоставления и абстрагирования
образуют сложные и общие идеи
ЛОКК Джон (1632-1704)
КОНДИЛЬЯК Этьен (1715-1780)
1.4.1.2.1. Теория ассоциации идей ("психохимическая концепция")
ЛОКК Джон (1632-1704)
1.4.1.2.2. Сенсуалистическая теория познания
КОНДИЛЬЯК Этьен (1715-1780)
1.4.1.3. Рационализм - учение о первенстве разума в познании и независимости разума от чувственных восприятий
ДЕКАРТ Рене (1596-1650)
СПИНОЗА Бенедикт (1632-1677)
ЛЕЙБНИЦ (Leibniz) Готфрид (1646-1716)
1.4.1.3.1. Рационалистическая метафизика и дуализм
- Источником истины может быть исключительно разум;
- Открыть истину можно, только правильно применяя разум, т. е. располагая эффективным методом;
- Этот рационалистически-дедуктивный метод исходит из
четырёх правил: 1) принимать за истину доказанное знание, не вызывающее
никаких сомнений; 2) расчленять сложную проблему на более простые
задачи; 3) последовательно переходить от доказанных вопросов к
недокзанным; 4) соблюдать последовательность, не пропуская ни единого
звена в логической цепи исследования;
- В поисках истины все подвергать сомнению ("картезианское сомнение");
- Учение о субстанции: истинная субстанция это Бог.
Будучи творцом, Бог создал мир состоящим из двух субстанций -
материальной и духовной;
- Материальная субстанция обладает свойством протяженности. Человек как сложная система повинуется законам механики;
- Нематериальная (духовная) субстанция обладает
свойством мышления ("Я мыслю, стало быть я существую") и не обладает
протяженностью; эти допущения привели к почти полному завершению
дуализма
ДЕКАРТ Рене (1596-1650)
1.4.1.3.2. Учение о логическом монизме, утверждающее, что существует только одна субстанция
- Бог (или природа). Мир в целом и есть единая субстанция. Основные положения:
- Индивидуальные души и отдельные части материи не являются вещами - они суть аспекты Божественного существа;
- Личного бессмертия нет, но может быть такой его безличный вид как достижение все большего и большего единства с Богом;
- Все в мире управляется абсолютной логической
необходимостью. Нет свободы воли в духовной сфере или случайности в
мире физическом. Все, что случается, есть проявление непостижимой
природы Бога;
- В целом метафизика монизма не совместима с
современной логикой и научным методом, когда факты нужно раскрывать
наблюдением, а не рассуждением
СПИНОЗА Бенедикт (1632-1677)
1.4.1.4. Деистический материализм - учение, признающее Бога творцом мира, но отвергающее его участие в жизни природы и общества:
- Деизм считал Бога "безличной первопричиной". При
этом отвергался религиозный фанатизм и отстаивалась свобода
вероисповедания (на смену деизму потом пришел атеизм)
ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711-1765)
КОНДИЛЬЯК Этьен (1715-1780)
ПРИСТЛИ Джозеф (1733-1804)
РУССО Жан-Жак (1712-1778)
РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749-1802)
1.4.1.5. Материалистические идеи в философии и психологии Просвещения (XVIII в.)
- Основная идея - переустройство жизни на разумных началах. Отсюда критика феодальной идеологии и религиозных предрассудков;
- Борьба за свободу философской и научной мысли: за науку против мистики, за разум против веры, за критику против апологетики
ВОЛЬФ Христиан (1679-1754)
ДИДРО Дени (1713-1784)
КОНДИЛЬЯК Этьен (1715-1780)
РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749-1802)
РУССО Жан-Жак (1712-1778)
1.4.1.5.1. Деистические воззрения в
Просвещении (опираются на идею о том, что бог, сотворив мир, не
вмешивается в течение его событий)
ВОЛЬФ Христиан (1679-1754)
КОНДИЛЬЯК Этьен (1715-1780)
РУССО Жан-Жак (1712-1778)
1.4.1.5.2. Система воззрений, отрицающая существование Бога и религию вообще
- Материя (строительный материал природы) вечна и обладает движением (механическим перемещением)
- Человек - часть природы, телесное материальное существо, обладающее телесными чувствами
- Человек добр "по природе" и только угнетение его природы цивилизацией приводит к несправедливости и злу
ДИДРО Дени (1713-1784)
1.4.1.5.3. Вера во всесилие человеческого разума и его способность выявить исходные причины социального зла и неправды
- Утверждение, что, рождаясь, все люди равны, поскольку все имеют разум и волю;
- Идея эволюционной выводимости человека из природного целого
- Представления о смертности и бессмертии человека
- Возможность индивидуального бессмертия человеческого
сознания рассматривается как утешительная естественнонаучная
метафизическая гипотеза, активизирующая жизнь человека и придающая ей
нравственное содержание и смысл
РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749-1802)
1.4.1.6. Предпосылки возникновения философии марксизма - научной системы философских, экономических и социально-политических взглядов (XIX век). Основные положения:
- Последовательный материализм, охватывающий также область социальной жизни
- Диалектика как всестороннее и глубокое учение о развитии
- Теория классовой борьбы, ведущая к насильственной диктатуре пролетариата
- Диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и обществу без классов
- Возникновение и отмирание классов определяется материальными условиями жизни общества
- По своим функциям марксистская философия не только мировоззрение, но и общая методология познания окружающего мира;
- Основной принцип диалектического материализма - единство диалектики, логики и теории познания
- Марксистское учение об обществе и человеке опирается
на материалистическое понимание истории; роль труда в антропогенезе и
социальном развитии человека; на предметную творческую деятельность;
единство духовного и материального производства, объективного и
субъективного
- Старый материализм объявляется созерцательным и
преимущественно механистическим; ему был свойственен метафизический,
антидиалектический метод мышления и идеалистическое понимание
общественных явлений
1.4.1.6.1. Естественонаучные открытия как предпосылки философии марксизма
ГЕЛЬМГОЛЬЦ Герман Людвиг Фердинанд (1821-1894)
ДАРВИН Чарльз Роберт (1809-1882)
ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711-1765)
1.4.1.6.1.1. Закон сохранения и превращения энергии
ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711-1765)
ГЕЛЬМГОЛЬЦ Герман Людвиг Фердинанд (1821-1894)
1.4.1.6.1.2. Теория происхождения и развития видов растений и животных
ДАРВИН Чарльз Роберт (1809-1882)
1.4.2. Психологические представления в учениях идеалистической философии (XVI-XVIII вв.)
1.4.2.1. Объективный идеализм. Идеи для психологии. Мировой Дух творит мир и все бытие
ЛЕЙБНИЦ Готфрид (1646-1716)
ЛОПАТИН Лев Михайлович (1855-1920)
МАРКУЗЕ Герберт (1898-1979)
1.4.2.1.1. Учение о бытии в форме учения о субстанциях и монадах
- В отличие от Р. Декарта и Б. Спинозы утверждается,
что из двух богом сотворенных субстанций (материальной - протяженности
и духовной - мышления), протяженность не может быть атрибутом высшей
субстанции, поскольку заключает в себе бесконечное множество единичных
субстанций, названных монадами
- Каждая монада абстрактно имела свойство физической
точки, т. е. являлась непротяженной, но фактически была душой (духовной
субстанцией)
- В учении о монадах реальная материя заменялась
бесконечными собраниями неуничтожимых душ - монад, образующих иерархию
(от минералов до бога - верховной монады). иерархия выстраивалась по
той ясности и отчетливости, с какой монады отражали Вселенную ("малые
перцепции")
- Человеческое тело полностью составлено из
бессмертных монад, подчиненных господствующей монаде - человеческой
душе; эта монада обладает не только более ясными восприятиями, но также
целями любых изменений в человеческом теле
- Учение о Боге как высшей монаде
ЛЕЙБНИЦ Готфрид (1646-1716)
1.4.2.1.2. Спиритуализм как
монистическая система философии. Утверждает, что есть некоторые
мировоззренческие вопросы, которые не могут быть решены в окончательном
виде в рамках конкретных наук.
ЛОПАТИН Лев Михайлович (1855-1920)
1.4.2.1.3. Об онтологии Гегеля. Анализ оснований теории историчности и становленяе социальной теории
МАРКУЗЕ Герберт (1898-1979)
1.4.2.2. Субъективный идеализм. Идеи для психологии (XVI-XVIII в.). Отрицается понятие субстанции
1.4.2.2.1. Учение, отрицающее существование материи (физической субстанции).
- Утверждается, что материальные объекты существуют, только будучи воспринимаемыми
- Основной принцип: быть - значит быть воспринимаемым (предмет и ощущение отождествляются)
- Реально существует только сознание (или духовное
бытие), включающее "идеи" и "души". "Идеи" - пассивные качества, данные
в субъективном восприятии человеку и не зависящие от него. "Души" -
активные нематериальные субъекты духовной деятельности, способные
воспринимать "идеи"
- Доказывается, что мы воспринимаем качества, а не вещи, и что качества относительны к воспринимающему субъекту
- Вещи всегда существуют как сумма "идей" в уме Бога
- Бог "вкладывает" в сознание субъектов содержание
ощущений, возникающих у них при созерцании мира и отдельных вещей, что
являет собой признание всерхприродной духовной силы Бога (шаг к
объективному идеализму)
БЕРКЛИ Джорж (1685-1753)
1.4.2.2.2. Основные принципы новоевропейского агностицизма - учение о человеческой природе (уме, страстях и морали) включает:
- Отрицание психологического понятия субстанции: не существует впечатления самого себя и, поэтому, нет идеи о самом себе.
- В теории познания главное это соотношение элементов
восприятия: первичных (ощущения) и вторичных (впечатлений внутреннего
опыта - аффектов, желаний, страстей).
- На основе внешнего и внутреннего опыта возникают простые идеи, т. е. образы памяти и воображения
- Неразрешимая проблема отношения бытия и духа заменяется проблемой зависимости простых идей от внешних впечатлений
- Действительность - это поток "впечатлений". Причины,
порождающие в нас этот поток, принципиально непознаваемы. Человек не в
силах выйти за пределы своих ощущений и понять что-либо вне себя, т. е.
не может знать существует ли внешний мир.
- Предметы есть совокупность восприятий ума. Однако,
хотя ум формирует причинно-следственные связи, в реальности их нет и
они нам не известны.
ЮМ Дэйвид (1711-1776)
1.4.2.3. Концепция дуализма в немецкой философии конца XVIII в.
Сочетание идей материализма, идеализма и агностицизма. Разум
противопоставляется материи. Систематическая разработка диалектического
метода, переход от исследования природы человека к изучению
познавательной деятельности (гносеологии), законов разума и его границ.
1.4.2.3.1. Учение о явлениях и вещах (критика чистого разума)
- Разработка идеалиситического познания и его видов
- Критический анализ познавательных способностей и границ сознания
- Обоснование агностицизма
- Обоснование учения о "вещах в себе"
- Исследование границ компетенции разума и утверждение веры
- Формы мышления, упорядочивающие опыт
- Разработка диалектических идей (трансцендентальная диалектика)
- Разработка этических вопросов
- Разработка эстетических вопросов
КАНТ Иммануил (1724-1804)
|