Психолог не обязан обслуживать всех, у него профессия не самая древняя
Понедельник, 28.07.2025, 02:44
Приветствую Вас Гость

366skill

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Психология » Персоны

Психологические представления в научной философии Нового Времени (XVI-XVIII вв.)

1.4. Психологические представления в научной философии Нового Времени (XVI-XVIII вв.)

БЕРКЛИ Джорж (1685-1753)

БЭКОН Фрэнсис (1561-1626)

ГОББС Томас (1588-1679)

ГОКЛЕНИУС Родольф (1547-1628)

ДЕКАРТ Рене (1596-1650)

ДИДРО Дени (1713-1784)

КАНТ Иммануил (1724-1804)

КАРУС Карл Густав (1789-1869)

КОНДИЛЬЯК Этьен (1715-1780)

ЛЕЙБНИЦ Готфрид (1646-1716)

ЛОКК Джон (1632-1704)

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711-1765)

РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749-1802)

СПИНОЗА Бенедикт (1632-1677)

ЮМ Дэйвид (1711-1776)

1.4.0. Дифференциация и систематизация естественнонаучного знания, выработка общенаучных методов познания и исследование разума

ГОКЛЕНИУС Родольф (1547-1628)

1.4.1. Метафизический, естественнонаучный материализм (XVI-XVIII вв.) как основание психологии. Освобождение от церковного влияния (секуляризация науки). Признание авторитета разума (Т. Гоббс). Полный приоритет научного знания, способного обеспечить общественный прогресс (Ф. Бэкон). Вера в мощь знания при освоении и подчинении природы (основной метод познания - созерцание, наблюдение, опыт)

БЭКОН Фрэнсис (1561-1626)

ГОББС Томас (1588-1679)

ЛОКК Джон (1632-1704)

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711-1765)

РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749-1802)

СПИНОЗА Бенедикт (1632-1677)

1.4.1.1. Эмпиризм - учение, признающее чувственный опыт единственным источником знаний (в разуме нет никаких врожденных идей; чувственные данные проверяются экспериментом; познание должно использовать индуктивный метод)

БЭКОН Фрэнсис (1561-1626)

ГОББС Томас (1588-1679)

ЛОКК Джон (1632-1704)

1.4.1.1.1. Английский материализм. Учение о науке и ее методах

- Исторически новый тип знания - экспериментально-теоретическое естествознание, назначание которого добывать знание и приносить пользу;

- Учение о сциентизме: наука как высшая ценость;

- Утверждение способности науки властвовать над природой при условии подчинения ее законам;

- Условием реформы науки должно быть очищение разума от заблуждений (ложных образов)

- Истинный путь познания - эмпиризм

БЭКОН Фрэнсис (1561-1626)

1.4.1.1.2. Механистический материализм (систематизация материализма Ф. Бэкона)

- Материя первична, она не создается и не исчезает. Движение тел идет по механическим законам;

- Дух, разум, мышление имеют своих материальных носителей;

- Мыслит материя (телесный организм), а не какая-то субстанция;

- Познание осуществляется посредством "идей" (чувственных представлений), источник которых в восприятии внешнего мира;

- В познании возможно одновременно использовать как метод индукции, так и дедукции

ГОББС Томас (1588-1679)

1.4.1.2. Материалистический сенсуализм. Концепция происхождения всех знаний из чувственного восприятия внешнего мира

- Опыт - источник всех идей ("врождённых идей не сущетвует")

- Обоснование принципа материалистического сенсуализма, утверждающего, что в основе знания лежат простые идеи, которые посредством соединения, сопоставления и абстрагирования образуют сложные и общие идеи

ЛОКК Джон (1632-1704)

КОНДИЛЬЯК Этьен (1715-1780)

1.4.1.2.1. Теория ассоциации идей ("психохимическая концепция")

ЛОКК Джон (1632-1704)

1.4.1.2.2. Сенсуалистическая теория познания

КОНДИЛЬЯК Этьен (1715-1780)

1.4.1.3. Рационализм - учение о первенстве разума в познании и независимости разума от чувственных восприятий

ДЕКАРТ Рене (1596-1650)

СПИНОЗА Бенедикт (1632-1677)

ЛЕЙБНИЦ (Leibniz) Готфрид (1646-1716)

1.4.1.3.1. Рационалистическая метафизика и дуализм

- Источником истины может быть исключительно разум;

- Открыть истину можно, только правильно применяя разум, т. е. располагая эффективным методом;

- Этот рационалистически-дедуктивный метод исходит из четырёх правил: 1) принимать за истину доказанное знание, не вызывающее никаких сомнений; 2) расчленять сложную проблему на более простые задачи; 3) последовательно переходить от доказанных вопросов к недокзанным; 4) соблюдать последовательность, не пропуская ни единого звена в логической цепи исследования;

- В поисках истины все подвергать сомнению ("картезианское сомнение");

- Учение о субстанции: истинная субстанция это Бог. Будучи творцом, Бог создал мир состоящим из двух субстанций - материальной и духовной;

- Материальная субстанция обладает свойством протяженности. Человек как сложная система повинуется законам механики;

- Нематериальная (духовная) субстанция обладает свойством мышления ("Я мыслю, стало быть я существую") и не обладает протяженностью; эти допущения привели к почти полному завершению дуализма

ДЕКАРТ Рене (1596-1650)

1.4.1.3.2. Учение о логическом монизме, утверждающее, что существует только одна субстанция

- Бог (или природа). Мир в целом и есть единая субстанция. Основные положения:

- Индивидуальные души и отдельные части материи не являются вещами - они суть аспекты Божественного существа;

- Личного бессмертия нет, но может быть такой его безличный вид как достижение все большего и большего единства с Богом;

- Все в мире управляется абсолютной логической необходимостью. Нет свободы воли в духовной сфере или случайности в мире физическом. Все, что случается, есть проявление непостижимой природы Бога;

- В целом метафизика монизма не совместима с современной логикой и научным методом, когда факты нужно раскрывать наблюдением, а не рассуждением

СПИНОЗА Бенедикт (1632-1677)

1.4.1.4. Деистический материализм - учение, признающее Бога творцом мира, но отвергающее его участие в жизни природы и общества:

- Деизм считал Бога "безличной первопричиной". При этом отвергался религиозный фанатизм и отстаивалась свобода вероисповедания (на смену деизму потом пришел атеизм)

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711-1765)

КОНДИЛЬЯК Этьен (1715-1780)

ПРИСТЛИ Джозеф (1733-1804)

РУССО Жан-Жак (1712-1778)

РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749-1802)

1.4.1.5. Материалистические идеи в философии и психологии Просвещения (XVIII в.)

- Основная идея - переустройство жизни на разумных началах. Отсюда критика феодальной идеологии и религиозных предрассудков;

- Борьба за свободу философской и научной мысли: за науку против мистики, за разум против веры, за критику против апологетики

ВОЛЬФ Христиан (1679-1754)

ДИДРО Дени (1713-1784)

КОНДИЛЬЯК Этьен (1715-1780)

РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749-1802)

РУССО Жан-Жак (1712-1778)

1.4.1.5.1. Деистические воззрения в Просвещении (опираются на идею о том, что бог, сотворив мир, не вмешивается в течение его событий)

ВОЛЬФ Христиан (1679-1754)

КОНДИЛЬЯК Этьен (1715-1780)

РУССО Жан-Жак (1712-1778)

1.4.1.5.2. Система воззрений, отрицающая существование Бога и религию вообще

- Материя (строительный материал природы) вечна и обладает движением (механическим перемещением)

- Человек - часть природы, телесное материальное существо, обладающее телесными чувствами

- Человек добр "по природе" и только угнетение его природы цивилизацией приводит к несправедливости и злу

ДИДРО Дени (1713-1784)

1.4.1.5.3. Вера во всесилие человеческого разума и его способность выявить исходные причины социального зла и неправды

- Утверждение, что, рождаясь, все люди равны, поскольку все имеют разум и волю;

- Идея эволюционной выводимости человека из природного целого

- Представления о смертности и бессмертии человека

- Возможность индивидуального бессмертия человеческого сознания рассматривается как утешительная естественнонаучная метафизическая гипотеза, активизирующая жизнь человека и придающая ей нравственное содержание и смысл

РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749-1802)

1.4.1.6. Предпосылки возникновения философии марксизма - научной системы философских, экономических и социально-политических взглядов (XIX век). Основные положения:

- Последовательный материализм, охватывающий также область социальной жизни

- Диалектика как всестороннее и глубокое учение о развитии

- Теория классовой борьбы, ведущая к насильственной диктатуре пролетариата

- Диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и обществу без классов

- Возникновение и отмирание классов определяется материальными условиями жизни общества

- По своим функциям марксистская философия не только мировоззрение, но и общая методология познания окружающего мира;

- Основной принцип диалектического материализма - единство диалектики, логики и теории познания

- Марксистское учение об обществе и человеке опирается на материалистическое понимание истории; роль труда в антропогенезе и социальном развитии человека; на предметную творческую деятельность; единство духовного и материального производства, объективного и субъективного

- Старый материализм объявляется созерцательным и преимущественно механистическим; ему был свойственен метафизический, антидиалектический метод мышления и идеалистическое понимание общественных явлений

1.4.1.6.1. Естественонаучные открытия как предпосылки философии марксизма

ГЕЛЬМГОЛЬЦ Герман Людвиг Фердинанд (1821-1894)

ДАРВИН Чарльз Роберт (1809-1882)

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711-1765)

1.4.1.6.1.1. Закон сохранения и превращения энергии

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711-1765)

ГЕЛЬМГОЛЬЦ Герман Людвиг Фердинанд (1821-1894)

1.4.1.6.1.2. Теория происхождения и развития видов растений и животных

ДАРВИН Чарльз Роберт (1809-1882)

1.4.2. Психологические представления в учениях идеалистической философии (XVI-XVIII вв.)

1.4.2.1. Объективный идеализм. Идеи для психологии. Мировой Дух творит мир и все бытие

ЛЕЙБНИЦ Готфрид (1646-1716)

ЛОПАТИН Лев Михайлович (1855-1920)

МАРКУЗЕ Герберт (1898-1979)

1.4.2.1.1. Учение о бытии в форме учения о субстанциях и монадах

- В отличие от Р. Декарта и Б. Спинозы утверждается, что из двух богом сотворенных субстанций (материальной - протяженности и духовной - мышления), протяженность не может быть атрибутом высшей субстанции, поскольку заключает в себе бесконечное множество единичных субстанций, названных монадами

- Каждая монада абстрактно имела свойство физической точки, т. е. являлась непротяженной, но фактически была душой (духовной субстанцией)

- В учении о монадах реальная материя заменялась бесконечными собраниями неуничтожимых душ - монад, образующих иерархию (от минералов до бога - верховной монады). иерархия выстраивалась по той ясности и отчетливости, с какой монады отражали Вселенную ("малые перцепции")

- Человеческое тело полностью составлено из бессмертных монад, подчиненных господствующей монаде - человеческой душе; эта монада обладает не только более ясными восприятиями, но также целями любых изменений в человеческом теле

- Учение о Боге как высшей монаде

ЛЕЙБНИЦ Готфрид (1646-1716)

1.4.2.1.2. Спиритуализм как монистическая система философии. Утверждает, что есть некоторые мировоззренческие вопросы, которые не могут быть решены в окончательном виде в рамках конкретных наук.

ЛОПАТИН Лев Михайлович (1855-1920)

1.4.2.1.3. Об онтологии Гегеля. Анализ оснований теории историчности и становленяе социальной теории

МАРКУЗЕ Герберт (1898-1979)

1.4.2.2. Субъективный идеализм. Идеи для психологии (XVI-XVIII в.). Отрицается понятие субстанции

1.4.2.2.1. Учение, отрицающее существование материи (физической субстанции).

- Утверждается, что материальные объекты существуют, только будучи воспринимаемыми

- Основной принцип: быть - значит быть воспринимаемым (предмет и ощущение отождествляются)

- Реально существует только сознание (или духовное бытие), включающее "идеи" и "души". "Идеи" - пассивные качества, данные в субъективном восприятии человеку и не зависящие от него. "Души" - активные нематериальные субъекты духовной деятельности, способные воспринимать "идеи"

- Доказывается, что мы воспринимаем качества, а не вещи, и что качества относительны к воспринимающему субъекту

- Вещи всегда существуют как сумма "идей" в уме Бога

- Бог "вкладывает" в сознание субъектов содержание ощущений, возникающих у них при созерцании мира и отдельных вещей, что являет собой признание всерхприродной духовной силы Бога (шаг к объективному идеализму)

БЕРКЛИ Джорж (1685-1753)

1.4.2.2.2. Основные принципы новоевропейского агностицизма - учение о человеческой природе (уме, страстях и морали) включает:

- Отрицание психологического понятия субстанции: не существует впечатления самого себя и, поэтому, нет идеи о самом себе.

- В теории познания главное это соотношение элементов восприятия: первичных (ощущения) и вторичных (впечатлений внутреннего опыта - аффектов, желаний, страстей).

- На основе внешнего и внутреннего опыта возникают простые идеи, т. е. образы памяти и воображения

- Неразрешимая проблема отношения бытия и духа заменяется проблемой зависимости простых идей от внешних впечатлений

- Действительность - это поток "впечатлений". Причины, порождающие в нас этот поток, принципиально непознаваемы. Человек не в силах выйти за пределы своих ощущений и понять что-либо вне себя, т. е. не может знать существует ли внешний мир.

- Предметы есть совокупность восприятий ума. Однако, хотя ум формирует причинно-следственные связи, в реальности их нет и они нам не известны.

ЮМ Дэйвид (1711-1776)

1.4.2.3. Концепция дуализма в немецкой философии конца XVIII в. Сочетание идей материализма, идеализма и агностицизма. Разум противопоставляется материи. Систематическая разработка диалектического метода, переход от исследования природы человека к изучению познавательной деятельности (гносеологии), законов разума и его границ.

1.4.2.3.1. Учение о явлениях и вещах (критика чистого разума)

- Разработка идеалиситического познания и его видов

- Критический анализ познавательных способностей и границ сознания

- Обоснование агностицизма

- Обоснование учения о "вещах в себе"

- Исследование границ компетенции разума и утверждение веры

- Формы мышления, упорядочивающие опыт

- Разработка диалектических идей (трансцендентальная диалектика)

- Разработка этических вопросов

- Разработка эстетических вопросов

КАНТ Иммануил (1724-1804)

Категория: Персоны | Добавил: skill (19.05.2009)
Просмотров: 1525 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Counter