Психологические представления в религиозной философии
1.3.1. Дохристианские культы
МАЛИНОВСКИЙ Бронислав Каспер (1884-1942)
РОБЕРТСОН-СМИТ Уильям (1846-1894)
ФРЭЗЕР Джеймс Георг (1854-1941)
1.3.1.1. Религия семитов. Дохристианский Иисус
РОБЕРТСОН-СМИТ Уильям (1846-1894)
1.3.1.2. Теория магии и религии
ФРЭЗЕР Джеймс Георг (1854-1941)
1.3.1.3. Магия, наука и религия
МАЛИНОВСКИЙ Бронислав Каспер (1884-1942)
1.3.2. Христианская философия
АВГУСТИН Аврелий (354-430)
БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874-1948)
ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич (1870-1965)
МЮНСТЕРБЕРГ Гуго (1863-1916)
РОЗАНОВ Василий Васильевич (1856-1919)
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич (1853-1900)
ФРАНК Семён Людвигович (1877-1950)
ЭРЕНФЕЛЬС Христиан Мария Юлиус (1859-1932)
1.3.2.1. Догматика
- Богопознание происходит разумом при помощи теологии и философии или через веру, проявляющуюся в воле
- Вера - высший источник истины
- Вера и воля выше ума. Отсюда истины разума неполны и ограничены
- Обладая свободой воли, человек ответственен перед людьми и богом за свои поступки
АВГУСТИН Аврелий (354-430)
1.3.2.2. Волюнтаризм и этика
АВГУСТИН Аврелий (354-430)
1.3.2.2.1. Концепция всеобщей воли и воли всех
РУССО Жан-Жак (1712-1778)
1.3.2.3. Дуализм - философская концепция,
представленная еще Платоном, допускающая, что мир ума и мир материи
могут изучаться безотносительно друг к другу. наиболее последовательно
развивалась христианской философией.
ДЕКАРТ Рене (1596-1650)
1.3.3. Психологические представления русской христианской философии (XIX-XX вв.). Экуменизм
- Идея "целостности" ("всеединого сущего"), восходящая
к неоплатонизму и возрождению (Н. Кузанский), обусловленная тем, что
все предметы и явления есть совокупность связей, составляющих
определенное единство (предвосхищение идеи системности)
- Идея "целостного знания" для постижения
"безусловного всеединства", основной формой которого является
умственное созерцание (интуиция), связанное в систему посредством
логического мышления
- Учение о "Софии божественной премудрости" и богочеловечестве
- Обоснование общего закона развития
- Разработка "органической логики" как системы категорий и диалектического метода
- Концепция "экономического общества" как основы социальной жизни, включающей в себя нравственность
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич (1853-1900)
ФРАНК Семён Людвигович (1877-1950)
1.3.4. Персонализм (концепция человека в христианской психологии) - направление, считающее, что весь мир есть совокупность духовных личностей, управляемых высшей божественной личностью
БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874-1948)
БРАТУСЬ Борис Сергеевич (р. 1945)
ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович (1877-1954)
ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич (1870-1965)
РОЗАНОВ Василий Васильевич (1856-1919)
ТРОИЦКИЙ Матвей Михайлович (1835-1899)
ФРАНК Семён Людвигович (1877-1950)
ШТЕРН Вильям (1871-1938)
1.3.4.1. Наука о духе. Общие свойства и законы человеческого духа
ТРОИЦКИЙ Матвей Михайлович (1835-1899)
1.3.4.2. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности
БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874-1948)
1.3.4.3. Христианская этика и духовная активность человека. Разведение понятий душа, душевная жизнь и сознание
ФРАНК Семён Людвигович (1877-1950)
1.3.4.4. Критический персонализм
ШТЕРН Вильям (1871-1938)
1.3.4.5. Проблема связи психологии и религии
БРАТУСЬ Борис Сергеевич (р. 1945)
1.3.5. Проблемы русского религиозного сознания
ЛОССКИЙ Николай Онуфриев. (1870-1965)
ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович (1877-1954)
1.3.5.1. Религия и культура. Метафизика христианства
РОЗАНОВ Василий Васильевич (1856-1919)
1.3.6. Религиозно-психологические представления зарубежной философии (XVI-XIX вв.)
ГОКЛЕНИУС Родольф (1547-1628)
ДЖЕЙМС Уильям (1842-1910)
ДЮРКГЕЙМ Эмиль (1858-1917)
КАНТ Иммануил (1724-1804)
ЛЕЙБНИЦ Готфрид (1646-1716)
ЛЕ СЕНН Рене (1882-1954)
ЛОКК Джон (1632-1704)
ПОЛАНИ Мишель (1891-1976)
РУССО Жан-Жак (1712-1778)
СПИНОЗА Бенедикт (1632-1677)
1.3.6.1. Протестантская неосхоластика
ГОКЛЕНИУС Родольф (1547-1628)
1.3.6.2. О веротерпимости
ЛОКК Джон (1632-1704)
1.3.6.3. Пантеизм: тождество Бога и природы
СПИНОЗА Бенедикт (1632-1677)
1.3.6.4. Теория метафизического
доказательства существования Бога, включающая доказательства
онтологическое, космологическое, от вечной истины и от
предустановленной гармонии (которое было обобщено в доказательство от
намерения)
- Религиозно-этическое учение о Боге как высшей
монаде: Бог предопределил все закономерности мира; изначально установил
всеобщее соответствие душ и тел, свободы и необходимости; допустил зло,
чтобы выразить добро
ЛЕЙБНИЦ Готфрид (1646-1716)
1.3.6.5. Теизм и принципы "естественной религии"
РУССО Жан-Жак (1712-1778)
1.3.6.6. Необходимость веры в Бога для примирения нравственного сознания с фактами зла в человеческой жизни
КАНТ Иммануил (1724-1804)
1.3.6.7. История религии: от слова к вере
ВУНДТ Вильгельм Маркс (1832-1920)
1.3.6.8. Многообразие религиозного опыта
ДЖЕЙМС Уильям (1842-1910)
1.3.6.9. Генезис и функции религии
ДЮРКГЕЙМ Эмиль (1858-1917)
1.3.6.10. Открытие Бога
ЛЕ СЕНН Рене (1882-1954)
1.3.6.11. Концепция верования
ПОЛАНИ Мишель (1891-1976)
1.3.7. Трактовка души в религиозной философии и психологии
АРИСТОТЕЛЬ (384 - ок. 322 г. до н.э.)
БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874-1948)
ВОЛЬФ Христиан (1679-1754)
ДЕКАРТ Рене (1596-1650)
КАРУС Карл Густав (1789-1869)
ЛЕЙБНИЦ Готфрид (1646-1716)
ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич (1870-1965)
ПЛАТОН Афинский (427-348 г. до н.э.)
РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749-1802)
ФРАНК Семён Людвигович (1877-1950)
1.3.7.1. Учение о бессмертии и переселении душ:
- Душа бессмертна, сменяет телесные формы,
присутствует в каждой вещи и во всем космосе, представляет собой
подвижное начало, объединяющее и связывающее "единое - ничто", "ум -
всё живое" и телесный мир
ПЛАТОН Афинский (427-348 г. до н.э.)
1.3.7.2. Душа - способ организации живого тела. Она - носитель сознания и одновременно ведает всеми функциями организма.
- Душа неотделима от тела и имеет три уровня: растительный, чувственный (животный), разумный
- Одушевление материи (гилозоизм) - нелепость и противоречие
АРИСТОТЕЛЬ (384 - ок. 322 г. до н.э.)
1.3.7.3. Дуализм души. Учение о взаимодействии души и тела. Учение о страстях души
ДЕКАРТ Рене (1596-1650)
1.3.7.4. Критика Дж. Локком трактовки души как "чистой доски"
ЛЕЙБНИЦ Готфрид (1646-1716)
1.3.7.5. Идея спонтанной активности души
ВОЛЬФ Христиан (1679-1754)
1.3.7.6. Проблема бессмертия человеческой души и возможных форм ее посмертного существования
РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749-1802)
1.3.7.7. Душа как идеальный и неумирающий жизненный центр
КАРУС Карл Густав (1789-1869)
1.3.7.8. Учение о перевоплощении
ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич (1870-1965)
1.3.7.9. Душа России
БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874-1948)
1.3.7.10. Понимание сущности души и
выделение двух ее уровней - низшего, связанного с эмоциями и чувствами
(телом), и высшего, несущего на себе отпечаток веры в Бога
ФРАНК Семён Людвигович (1877-195
|