История психологии в лицах: персоналии
Раздел II
Персонифицированный историографический и структурно-хронотопологический анализ развития психологического знания
Введение
Выполненное историографическое и хронотопологическое описание вклада
отечественных и зарубежных ученых в развитие психологического знания
явилось результатом контекстного исследования всех статей персоналий,
входящих в данный том, а также привлечения разнообразной справочной и
учебно-научной литературы по всем основным направлениям психологии и
смежным с ней наукам. Первоначальной целью работы было составление
информационного указателя персоналий, позволяющего ориентироваться в
каких направлениях работали те или иные ученые, затем возникла идея
отразить каков был их конкретный вклад в развитие психологии. Однако
цель изменилась, когда в процессе исследования текстов персоналий
начала выстраиваться определенная структура психологического знания (от
философско-методологических основ до конкретных прикладных направлений
психологии). Эта структурность видоизменила всю дальнейшую работу, в
том числе потребовала таким образом дифференцировать и назвать
подразделы различных направлений психологии, чтобы они соответствовали
имеющимися в персоналиях сведениям о научных разработках психологов.
Получившееся историографическое описание в определенной мере
является моделью психологического знания, но не может считаться полным,
поскольку создавалось в результате анализа ограниченного числа текстов
(как по количеству персоналий, так и по объему и полноте отражения
деятельности ученых в статьях). Для краткости эта разработка была
названа "информационно-аналитическим указателем", в котором структура
психологического знания представлена тремя базовыми разделами:
I. Развитие психологии как науки;
II. Направления психологии. Дифференциация психологического знания;
III. Развитие прикладных практико-ориентированных направлений психологии.
Структурно подразделы базовых направлений выстраивались в двух
плоскостях: алфавитной и хронотопологической. Каждый раздел и его
подразделы начинаются с алфавитного перечня персон, которые работали в
данном направлении психологии. Затем в топологию структуры
психологического знания вписывались в хронологическом порядке (по дате
рождения персоны) конкретные достижения ученых. В качестве вклада
указывалась конкретная идея, концепция, теория, метод, прибор и т. п.,
следом приводилась фамилия персоны и даты жизни. Если над одной
проблемой работало несколько ученых, то их фамилии указывались также в
хронологическом порядке.
Поскольку информационно-аналитический указатель оказался очень
большим, то для лучшей ориентировки ему предпослано "Содержание", в
котором перечислены с указанием номера страницы все разделы и
подразделы указателя.
Содержание информационно-аналитического указателя