масштабность личности человека определяется масштабностью проблем, которые его неволнуют
Вторник, 22.07.2025, 02:04
Приветствую Вас Гость

366skill

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Психология » Психологические школы и направления

Роль необихевиоризма в развитии когнитивной психологии

Роль необихевиоризма в развитии когнитивной психологии

Становление когнитивной психологии как научного направления относят к 50—60-м годам XX века. Историки психологии считают его переворотом в науке, связанным с возвратом интереса исследователей к проблемам сознания, познания, психических процессов и т. д. Поскольку историю психологии пишут в основном американские авторы, можно сделать следующую поправку: переворот происходил лишь в американской психологии, так как представители европейской психологической традиции, которая идет от школы В. Вундта и немецкой психофизиологии (Г. Гельмгольц, Т. Миллер, Г.Т. Фехнер и др.), всегда сохраняли интерес к сознанию и познанию. «Когнитивная революция» во взглядах американских бихевиористов была связана в первую очередь с переносом немецкой психологической школы на американскую почву в период между двумя мировыми войнами. Речь идет о массовой эмиграции в США виднейших лидеров гештальтпеихологии. Кроме того, американские исследователи познакомились с трудами Ж.Пиаже и его школы. Наконец, в русле самого ортодоксального бихевиоризма созрели предпосылки для пересмотра парадигмы. Э. Гатри, один из столпов бихевиоризма, жестко критиковал ортодоксальный подход. С его точки зрения, психологи должны заниматься

описанием перцептивных и когнитивных процессов, чтобы понять значение стимулов для организма. Важную роль сыграли исследования Э. Толмена. Эдвард Чейз Толмен

явился основоположником системы целенаправленного бихевиоризма. По его мнению, действующий организм имеет некую цель, т.е. некое психическое (ментальное) образование, что совершенно несовместимо с догмой классической психологии поведения. Поскольку любое поведение является целенаправленным, схема «стимул—реакция» не объясняет его возникновение. Сказав «А», Толмен был вынужден сказать «Б» и ввел для объяснения поведения набор ненаблюдаемых факторов, которые были названы промежуточными переменными. Под этим он подразумевал внутренние «ментальные» процессы, которые детерминировали поведение наряду со стимулами, опосредуя их действие. Исследуя феномен ла-тентного научения, а также выработку классического навыка нахождения крысами выхода в крестообразном лабиринте, Толмен пришел к выводу, что организм запоминает не сочетание стимулов и реакций, а формирует внутреннюю «когнитивную карту». Ее наличие позволяет находить цель различными путями, вне зависимости от того, где была начальная точка поиска. Промежуточные переменные не могли быть наблюдаемы непосредственно; они «конструировались» исследователем для объяснения поведения, но могли быть измерены косвенным образом, через параметры поведения и его динамику в разных ситуациях. «Наивные» представления психологов о научном методе (точнее естественнонаучном) были преодолены.

  В конце концов, деятельность психолога-теоретика, объясняющего результаты поведенческого эксперимента с привлечением «промежуточных переменных», ничем не отличается от работы физика, объясняющего результаты физического эксперимента. Тот также вынужден вводить теоретические конструкции, которые непосредственно неизмеримы в данный момент, но объясняют изменения изучаемых характеристик объекта. Наивный позитивизм психология преодолела несколько позже, чем теоретическая физика. Революция в естествознании в 20—30 годах XX века, возникновение квантовой механики и ее «копенгагенской интерпретации» (Нильс

Бор и его ученики) привело к введению наблюдателя в качестве составной части любого физического эксперимента и, как следствие, возродило интерес к сознанию и познанию.

И все же решающий вклад в ревизию традиционного изучения человеческого познания внесли представители нового направления психологической мысли — когнитивные психологи, которые использовали «компьютерную метафору» для описания психики человека.

Категория: Психологические школы и направления | Добавил: skill (25.05.2009)
Просмотров: 2344 | Рейтинг: 1.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Counter